Маньчжурское завоевание не прервало процесса развития культуры в Древнем Китае. Но, оно все-таки существенно затормозило его. Если вести речь о прогрессе культуры, то она при Цинской династии развивалась в феодальном направлении. Это значит, что для всех областей искусства того времени были характерны свои особенности.
В частности, архитектура развивалась в условиях бурного и обширного строительства, проводившегося маньчжурскими правителями. Общее представление о постройках того времени могут дать пекинские дворцы. Некоторые из них находятся на территории «Запрещенного города», другие за городом. Не менее показательными в этом плане считаются и знаменитые мавзолеи императоров, что в Мукдене, сегодня это Шэньян. Их считают колыбелями Цинской династии.
Длительный процесс восстановления и перестройки прошли городские стены с их монументальными, массивными, искусно сделанными воротами. Повсюду строились разные правительственные здания и конфуцианские мавзолеи. Не меньше возводилось буддийских и даоских храмов. А еще активно шло сооружение жилых зданий. Это дворцы маньчжурской и китайской знати, дома для высших городских сановников и для богатых купцов. Строительство было тесно связано с обустройством садов и созданием парков. При немалом размахе строительства, китайская архитектура оставалась преимущественно такой же, как и раньше. То есть, продолжались традиции строительного мастерства, заложенные еще при Минской империи.
Архитектура 15-16 веков
Архитекторы Китая в период Цинской династии чрезвычайно полно развили качества, только начавшие проявляться в постройках XV—XVI веков. Речь о грандиозных размерах и обилии декора. Многочисленные, витиеватые, изогнутые линии со всевозможными завитками преобладали над прямыми, ровными линиями и лаконичными поверхностями. При этом, каким-то образом удавалось сохранять общую геометрическую стройность и придерживаться традиционной схемы постройки. Архитектура в Китае XVII—XVIII веков представляет особый подвид китайского барокко, иными словами стиль, который характерен для времен позднего феодализма.
Устройство вместе с декорированием дворцов правительственных зданий, а также жилищ богачей вызвали повышение спроса на все изделия прикладного искусства, так что оно также стало бурно развиваться. Про замечательное искусство художественного литья говорят сохранившиеся до наших дней в пекинских дворцах, а также находящиеся в музеях Европы и Америки фигуры львов и черепах, цапель и драконов, а также фениксов. Все это – изделия из бронзы. Среди таких предметов особенное место занимает Ваньшоушань или «Бронзовый дворец». Это такое сооружение, которое воспроизводит бронзовым литьем постройку дворцового образца.
Характерной чертой художественного ремесла 15-18 столетий считались вышивки. Больше всего прославились изделия провинции Хунань. Они, как и парча, пользовались огромным спросом среди китайской знати и заграницей.